Китай Япония Корея Прочее
Восточный портал [oriental.ru]
материалы по странам

Главная
Форум
Тексты
Изображения
Разное






Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки

Андрей Ланьков

Старый вокзал

Опубликовано в газете «Сеульский вестник» в 2004 году



В самом центре Сеула высится кирпичное здание, построенное в типичном стиле двадцатых годов - пожалуй, несколько тяжеловесном на наш современный вкус. Это - сеульский вокзал, один из немногих памятников корейской архитектуры колониальных времён, сохранившихся до наших дней.

Честно говоря, отношение к архитектурному наследию в Корее трудно назвать образцовым. Скорее, наоборот: в стране на удивление мало памятников архитектуры. Определённую роль в этом сыграли строительная технология и корейский климат. Традиционно корейские здания строились из дерева, которое быстро разрушалось в жарком и влажном климате корейского лета. Как только здание приходило в негодность (а происходило весьма быстро), его сносили и заменяли новым.

Корейцы и поныне подходят к архитектуре с такой же прагматической точки зрения. Здания, построенные до 1900 г., сейчас находятся под охраной, но более поздние строения сносятся без особых размышлений. В случае с архитектурой 1910-1945 гг., ситуация дополнительно осложняется политическими соображениями. Практически все главные строительные проекты этого периода были осуществлены японскими колониальными властями. Проектирование вели японские архитекторы и инженеры, а корейцы, как правило, участвовали в строительстве только как чернорабочие. В обстановке постоколониальных лет с их интенсивным антияпонизмом эти здания стали восприниматься как символ национального унижения, о котором лучше поскорее забыть. Не удивительно, что многие из зданий колониальных времён в последние десятилетия были разрушены.

Таким образом Сеульский вокзал остается одним из немногих уцелевших памятников архитектуры колониальных десятилетий. К счастью, я пока не слышал о планах его уничтожения. Кажется, его ещё не объявили «символом грабительской колониальной политики» (точнее, объявляли, но как-то в полголоса). Возможно, вокзалу повезло потому, что проект его, как обычно считается, был разработан немецким, а не японским архитектором.

История корейских железных дорог началась в 1899 г., когда 32-километровая линия соединила Сеул с Инчхоном. Первый Сеульский вокзал была расположен на южном (левом) берегу Хангана, недалеко от нынешней станции Ёндынпхо. Сам город в те времена располагался на северном берегу, так что пассажиром приходилось добираться до собственно Сеула на пароме или пользоваться одним из нескольких понтонных мостов. Только в 1900 г., когда был построен первый железнодорожный мост через Ханган, железная дорога пришла в столицу Кореи.Для вокзала было выбрано на тогдашней окраине города, за воротами Намдэмун. Главная сеульская станция находится там и поныне.


Первое здание станции (1914 г.)



Нынешнее здание сеульского вокзала - третье за его историю. Предшественником Сеульского вокзала была маленькая станция Намсан - построенный в конце 1900 г. деревянный домик плошадью всего лишь 35 квадратных метров. Поначалу этого вполне хватало, но в 1905 г. железная дорога соединила Сеул с Пусаном, а в 1906 г. - с Синыйджу на китайской границе. Таким образом железная дорога переекла весь Корейский полуостров с севера на юг. Разумеется, пассажиропоток резко вырос, и старое здание уже не могло с ним справляться. В 1915 г. старую станцию снесли и построили новую, куда большего размера, которая тоже просуществовала недолго, меньше десяти лет.

Строительство нового вокзала началось в 1922 г. Не ясно, кто именно разработал его проект. В большинстве корейских публикаций утверждается, что здание было спроектировано Георгом де Лаланде, немецким архитектором, много лет жившим в Токио и часто работавшим в Корее. Де Лаланде построил немало общественных зданий (в частности, он руководил проектированием недавно снесённого здания Генерал-губернаторства в Сеуле). Однако де Лаланде умер в 1914 г. и посему едва ли мог разработать проект построенного в 1922-1925 гг. вокзала. Согласно другим данным, автором проекта был Сикамото Ясуси, который тогда был профессором архитектуры в Токийском Императорском Университете. Скорее всего, Сикамото Ясуси действительно был автором проекта, но современные корейские издания об этом стараются не упоминать (такого отношение к японскому наследию в целом).


Сеульский вокзал. Фотография 1950-х годов



На проект Сеульского вокзала сильно повлияла японская железнодорожная архитектура тех лет, так что многие даже называли это здание уменьшенной копией Токийского вокзала. Другим образцом послужил Хельсинский вокзал в Финляндии, которая тогда считался образцом для железнодорожной архитектуры. Вокзалы, подобные сеульскому, появились и в Маньчжурии, которая с начала 1930-х гг. находилась под японским контролем.

Новый вокзал был открыт в 1925 г. и стал свидетелем множества важных событий корейской истории. Площадь перед вокзалом представляла из себя удобное место для митингов - особенно в старые, «до-автомобильные» времена. В сентябре 1945 г. на площади перед вокзалом сеульцы приветствовали вступавшие в город американские войска. В 1980 г. во время т.н. «сеульской весны» вокзальная площадь была местом гигантских митингов в поддержку демократии в стране. До 1970-х годов железная дорога оставалась главным средством транспорта в Корее, так что каждый житель столицы бывал на вокзале не раз.

Впрочем, многие шли на вокзал вовсе не для потому, что им нужно было куда-то ехать на поезде. В 1926 г. на вокзале открылся ресторан «Гриль», который на протяжении нескольких десятилетий считался лучшим в Корее рестораном западной кухни. С конца двадцатых и до начала семидесятых годов в этом ресторане перебывали буквально все корейские знаменитости: от президентов Ли Сын Мана и Пак Чжон Хи до ныне забытых (но в своё время безумно популярных) певцов и актрис.

Вокзальная башня украшена большими часами, с диаметром циферблата 1,6 м. В тридцатые годы очень немногие корейцы имели наручные или карманные часы, так что по часам сеульского воказала сверяли свою жизнь очень многие. За 78 лет вокзальные часы остановились только один раз, во время Корейской войны, , когда Сеул в течение трёх месяцев находился под северокорейским контролем.

С ростом автомобильных дорог железнодорожные станции во многом утратили своё былое значение. Однако и поныне через сеульский вокзал ежедневно проходит около 100 тысяч пассажиров. Кроме того, строительство скоростной железной дороги может привести к возрождению рельсового транспорта. Но это уже - другая история.









Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки





Форум

Проза
Поэзия
Статьи
Сказки

Фото
Живопись
Кино

Личности
События
Рассылка
Книги
Программы
Авторизация
авторы

Ланьков

Замилов
анонсы





mail.ru yandex.ru










Создание, поддержка и графический дизайн Восточного портала: «Indian Summer Studio»