Китай Япония Корея Прочее
Восточный портал [oriental.ru]
материалы по странам

Главная
Форум
Тексты
Изображения
Разное






Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки

Андрей Ланьков

Сеульские аэродромы

Опубликовано в газете «Сеульский вестник» в 2003 году



<

Жители Сеула впервые познакомились с авиацией в 1913 г., когда японский лейтенант Нарахара поднял в воздух "аппарат" собственной конструкции. Он стартовал с временного аэродрома, который располагался в районе Ёнсан, поблизости от Итхэвона. В те времена, как и сейчас, этот район был занят военной базой: только тогда база была японская, а сейчас - американская.

Первая мировая война продемонстрировала всем армиям мира огромный потенциал боевой авиации. Отныне аэродромы стали необходимой частью военной инфрастуктуры. Однако Ёнсан, расположенный в самом центре города, не мог использоваться как постоянный аэропорт. В 1916 г. японцы начали строительство военного аэродрома на острове Ёыйдо. В наши дни на этом острове располагается здания корейского парламента, штаб-квартиры ряда крупнейших корпораций и самый высокий в Восточной Азии нескрёб. Однако в 1916 г. Ёыйдо находился за пределами городской черты и представлял из себя небольшой песчаный остров. Во время паводков остров частично затапливался водой, так что жить там решались немногие, и домов на Ёыйдо почти не было.

Ёыйдо оставлся главным аэропортом корейской столицы до конца 1950-х годов. Именно здесь в декабре 1922 г. с огромным успехом провёл свои показательные полёты Ан Чханъ-нам, первый лётчик-кореец. Именно на Ёыйдо с 1929 г. стали прибывать самолёты японских авиалиний, совершавшие первый в Корее регулярный авиарейс. Первый авиационный маршрут, проходивший через Сеул, связывал Токио с китайским портом Далянь (в России со времён русско-японской войны этот город больше известен как Дальний). При тогдашней технике полёт занимал целый день, и по пути самолёт совершал несколько промежуточных посадок в корейских городах. В 1930-е гг. в Сеуле стали совершать посадку японские самолёты, летавшие и в другие города Китая. Впрочем, в довоенные времена гражданская авиация в Корее особого распространения не получила: страна была для этого слишком бедна.

Именно на аэродроме Ёыйдо в 1945 г. сеульцы торжественно встречали американские самолёты, на которых возвращались из эммиграции руководители т.н. «Шанхайского правительства в изгнании», в том числе и будуший президент Южной Кореи Ли Сын-ман. Однако к тому времени в корейской столице имелся и иной аэропорт - в Кимпхо.

Строительство авиабазы Кимпхо началось в 1939 г., когда японское командование активно готовилось к большой войне на Тихом океане. Новая авиабаза, которая тогда располагалась примерно в 20 км от столицы, должна была стать крупнейшей на всём Корейском полуострове. Строительство её велось силами мобилизованных корейских рабочих - на строительство в Кимпхо сгоняли даже учеников старших классов. Работы были завершены к 1942 г. Тем не менее, вклад авиабазы в развитие военных действий оказался не столь уж велик: война в Корее закончилась за считанные дни. Тем не менее, некоторое время аэродром в Кимпхо использовался для обучения пилотов-самоубийц, знаменитых японских камикадзе.

В 1945 г. авиабаза в Кимпхо досталась американским ВВС неповреждённой и без боя. Однако во время Корейской войны аэродром Кимпхо стал ареной ожесточённых боёв. Именно взятие его передовыми частями американского десанта вечером 18 сентября 1950 г. во многом предопределило падение Сеула несколькими днями позже.

В первые послевоенные годы Ёыйдо являлся гражданским аэродромом, в то время как в Кимпхо базировались американские военные. Однако к концу 1950-х годов город стал постепенно подступать к Ёыйдо, и было решено перенести гражданский аэродром подальше, в Кимпхо. В 1958-1961 гг. американские ВВС поэтапно передали контроль над Кипхо корейской стороне, и туда были перенесены все пассажирские рейсы.

Аэропорт Ёыйдо просуществовал до 1971 г., когда на острове началось масштабное строительство. После закрытия аэропорта его взлётно-посадочную полосу превратили в площадь «Ёыйдо плазза», которую корейцы считали самой большой площадью в мире. На ней могло находиться до миллиона человек!

При необходимости площадь эта могла также использоваться как взлётно-посадочная полоса. По слухам, в семидесятые годы её предполагалось использовать для эвакуации парламента и важнейших учреждений в случае нового северокорейского нападения. Впрочем, опасность такового давно миновала, и несколько лет назад на месте площади разбили живописный парк - тот самый парк, что находится под окнами телекомпании KBS. Вытянутая форма этого парка (он представляет собой длинную и узкую ленту, которая пересекает весь остров) и ныне выдаёт его аэродромное происхождение.

Тем временем аэропорт в Кимпхо превратился в воздушные ворота Сеула, да и всей Кореи. Впрочем, вплоть до конца 1970-х годов лишь немногие корейцы могли летать самолётом. По-настоящему авиаперевозки стали расти примерно с 1980 г. В течение 1980-1990 гг. объём пассажирских авиаперевозок в Корее вырос в пять раз!

Аэропорт Кимпхо неплохо справился с олимпийскими задачами во время блестяще проведённой Сеульской Олимпиады 1988 г. Однако к тому времени он уже сталкивался с такими же проблемами, что и Ёыйдо тремя десятилетиями ранее: растущий Сеул постепенно подступал к аэропорту, который оказался уже в пределах городской черты. Поэтому в 1991 г. было решено построить новый международный аэропорт в Инчхоне, неподалеку от столицы, а старый аэропорт Кимпхо использовать только для внутренних рейсов.

Инчхонский аэропорт начал действовать в 2001 г. Пока Кимпхо продолжает находиться в строю, играя в основном вспомогательную роль. А на бывшей взлётно-посадочной полосе первого сеульского аэродорома в Ёыйдо детвора катается на роликовых коньках...









Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки





Форум

Проза
Поэзия
Статьи
Сказки

Фото
Живопись
Кино

Личности
События
Рассылка
Книги
Программы
Авторизация
авторы

Ланьков

Замилов
анонсы





mail.ru yandex.ru










Создание, поддержка и графический дизайн Восточного портала: «Indian Summer Studio»