Как знает любой, кому доводилось провести в Корее хотя бы несколько дней, «страна утренней свежести» - это еще и страна кофейных автоматов. Они есть практически везде: на городских улицах, в учрежденческих корридорах, в заводских курилках и у небольших сельских магазинчиков.
Автоматы эти продают кофе в небольших бумажных стаканчиках - где-то 50 грамов порция. При этом покупатель может выбрать, желает ли он кофе черный или с молоком, с сахаром или без оного, а в более продвинутых устройствах - еще и отрегулировать крепость напитка.
Конечно, похожие автоматы есть во многих странах, но мало где они пользуются такой же популярностью, как и в Корее. Кроме того, с качеством самого кофе тоже бывают серьезные проблемы. Я, например, хорошо помню свой первый контакт с американским автоматом: заплатив почти доллар, я потом долго пытался заставить себя выпить ту жидкость, которую это устройство налило мне в стаканчик. Мне это так и не удалось, и с тех пор в США кофейные автоматы я обхожу стороной.
Впрочем, по своему устройству американские аппараты весьма отличаются от корейских. Американские автоматы пытаются варить кофе - и делают это, прямо скажем, довольно плохо. Корейские же устройства предлагают, по сути, растворимый кофе: порошок, сухие сливки и сахар в заданной пропорции смешиваются с горячей водой. Ближайшие аналоги корейского кофейного автомата можно, разумеется, найти по соседству - в Японии. Действительно, как и многие другие традиции современной Кореи, пристрастие к кофе из автоматов пришло в Корею из Японии. Произошло это сравнительно недавно, в конце 1970-х годов.
В самой Японии автоматы привычного в Корее типа - с бумажным стаканчиком - появились в начале 1960-х годов. Сейчас, кстати, ими пользуются реже: японцам с их исключительной чистоплотностью подобная система стала казаться недостаточно гигиеничной. Однако в свое время кофейные автоматы пользовались в Японии огромным успехом, и не удивительно, что корейцы решили этот успех повторить.
В 1977 году концерн «Лотта», который традиционно имеет очень близкие отношения с Японией, закупил первые 400 автоматов, которые и были тогда установлены в Сеуле. Вскоре и две другие крупные корейские фирмы приобрели у японцев лицензии на изготовление кофейных автоматов: LG (в те времена известный как «Кымсон») приобрел лицензии у Fuji, а Samsung договорился с Sanyo. Кстати, эти две фирмы и поныне являются главными производителями кофейных автоматов в Корее.
Поначалу автоматы стоили дорого, и встречались на корейских улицах они достаточно редко. В 1981 г. во всей Корее было 3.123 торговых автомата. Две трети из них продавали «кофе в стаканчиках», а остальные - всякую всячину. Эта пропорция сохранилась и до наших дней: и сейчас примерно две трети торговых автоматов Кореи - кофейные.
Кстати, в начале 1980-х годов вступил в действие закон, который потребовал от операторов кофейных автоматов, чтобы в подведомственных им устройствах в обязательном порядке продавалось не только кофе, но и т.н. «корейские чаи» - всяческие травяные настои (я их, признаться, терпеть не могу). Этот закон был призван «поддержать отечественного производителя», и проводился он в жизнь с воистину генеральской суровостью - в стране правил военный режим. Предпринимателя, который не озаботился продажей «правильных» напитков, ждал штраф в полмиллиона вон. По тем временам это были немалые деньги - по покупательной способности они примерно соответствовали нынешним пяти миллионам. Если владелец автомата не мог или не хотел заплатить штраф, то его могли посадить в тюрьму на год.
По-настоящему бум автоматической торговли начался в середине восьмидесятых. К тому времени корейские фирмы наладили массовое производство автоматов, которые резко подешевели и, соответственно, стали быстро распространяться по стране. В Олимпийском 1988 году в Корее было уже 17 тысяч торговых машин, в том числе 12 тысяч кофейных автоматов. По нынешним меркам это - довольно скромная цифра, сейчас автоматов в стране в 30 раз больше. Однако именно с конца восьмидесятых кофейный автомат стал неотъмлимой частью корейского городского пейзажа.
Рост этой индустрии был вызван двумя причинами: во-первых, автоматы удобны потребителям; во-вторых - выгодны владельцам. Кофейный автомат стоит примерно 5 миллионов вон - и приносит 200-300 тысяч вон в месяц, полностью окупая себя года за полтора. Впрочем, очень многое в этом бизнесе зависит от удачного расположения автомата.
Конечно, инфляция сказывается и здесь. Я еще хорошо помню времена, когда стаканчик кофе в метро стоил 200 вон, а в служебном автомате его можно было купить то за 100, то даже за 50 вон. Сейчас цены - совсем другие (впрочем, и зарплаты - тоже). На кофейных автоматах рядом с прорезями для монет появились и прорези для банкнот. Впрочем, жаловаться на дороговизну не приходиться. В США или Австралии стаканчик кофе стоит 60-80 центов, то есть в два-три раза больше, а качество напитка, скажем прямо, не идет ни в какое сравнение с корейским.
На конец 2001 года в Корее действовало 350 тысяч кофейных автоматов. Впрочем, специалисты считают, что резервы рынка далеко не исчерпаны. Рост продолжается - и я, старый поклонник кофейных автоматов, этому обстоятельству только рад.