Китай Япония Корея Прочее
Восточный портал [oriental.ru]
материалы по странам

Главная
Форум
Тексты
Изображения
Разное






Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки

Андрей Ланьков

Агенты глобализма (преподаватели английского в Корее)

Опубликовано в газете "Сеульский вестник" в 2007 г.



Преподаватели английского – самая большая группа среди постоянно проживающих в Корее граждан западных государств. По состоянию на конец 2005 г. их насчитывалось 14.335 чел., причём эта статистика включает только тех, у кого была преподавательская виза E-2, которая выдаётся именно преподавателям языка. Кроме того, около тысячи иностранцев были обладателями более привеллигированной "профессорской" визы E-1, для получения которой обычно требуется учёная степень. Впрочем, в состав этой тысячи входят далеко не одни только преподаватели английского, так что на общую статистику эта группа влияет мало. Помимо этого, немалое количество иностранцев с «примерно западной» внешностью и приличным (не обязательно родным) английским подрабатывают уроками или преподаванием во всяких левых конторах.

Вообще говоря, в современной Корее без английского – никуда. Экзамены по английскому надо сдавать для поступления в вуз, для поступления на любую приличную работу, а в некоторых фирмах – и для продвижения по службе. Поэтому учат язык очень активно, сложилась целая индустрия преподавания. Она состоит из трёх основных типов учебных заведений: во-первых, это т.н. хаквоны, т.е. языковые курсы, где обычно занимаются подготовкой к очередным экзаменам, но иногда учат языки и ради реального результата. Во-вторых, это средние школы, которые сейчас тоже стали часто приглашать на работу носителей языка. Министерство просвещения заявило, что к концу 2008 г. в каждой сеульской средней школе должен быть иностранец, который в качестве "ассистента преподавателя" будет работать там вместе с учителем-корейцем. В-третьих, конечно же, важными нанимателями иностранцев являются вузы. В любом из корейских университетов, каковых порядка пары сотен, имеется от 2-3 до 10-15 иностранных преподавателей.

Любопытен численный состав преподавателей (ссылка на корейском тут). Американцев меньше, чем канадцев. Цифры на конец 2005 года были такие: Канада - 4.598, США - 3.951, Британия - 975, Новая Зеландия - 630, Австралия - 582 человека. Право на получение визы преподавателя английского языка имеют только граждане англоговорящих стран (существует официальный список таковых). Однако, как я уже говорил, наглость - второе счастье, и светловолосый поляк с приличным знанием английского вполне сойдёт за носителя. Русскому проделать это сложнее - но и такое бывает. Впрочем, если твоя страна не входит в официальный список, то работать приходится неофициально, не имея соответствующей визы.

Конечно, работать лучше всего в университете. Зарплата больше, престиж – тоже (а престиж можно при желании тоже перевести в деньги – университетскому преподавателю легче найти хорошие частные уроки). Кроме того, стабильность, несколько большие шансы на то, что работодатели не обманут, и огромный оплачиваемый отпуск. Средняя школа – те же плюсы, что в вузе, хотя престижа там поменьше (денег – примерно столько же). Да и работать с детьми сложнее, чем со студентами, хотя корейские дети обычно подисциплинированнее детей российских. Хаквон – самое плохое место: почасовая оплата, постоянное кидалово со стороны работодателей, полная нестабильность. Обычно там трудятся или те, кому ничего другого не светит, или вновь прибывшие, или те, кому важна гибкость графика.

Преподаватели, в основном, молодые парни и девушки, им где-то от 23 до 33. Обычно – это недавние выпускники второсортных вузов, которые решили посмотреть мир, немного оттянуться на воле перед тем, как пополнить ряды офисной флоры и фауны. Благо, родной английский позволяет путешествовать, получая за это ещё и зарплату.

Сказать, что преподаватели английского зарабатывают здесь немеренные деньги - сложно, но и нищими их назвать никак нельзя. Обычная "официальная" зарплата - 2-2,5 тыс. дол. в месяц. При желании можно подрабатывать частными уроками, совместительством, редактированием текстов и даже участием в съёмках телесериалов и рекламных роликов - ещё одна, а если очень стараться, то и две тысячи набегают. Для какого-нибудь молодого юриста на Манхэттене три тысячи долларов в месяц, наверное, вообще не деньги, однако большинству тех, кто приезжает сюда преподавателями, особой карьеры дома не светит, а для рядового жителя западных стран это - вполне солидная сумма, особенно если учесть, что она почти не облагается налогами, а жильё обычно оплачивает наниматель.

Однако преподаватели английского - публика очень текучая. Проводят они в Корее лет пять от силы, потом уезжают домой, а им на смену прибывают новые. Почему 90% этих преподавателей в конце концов (обычно – довольно скоро) уезжает? Причина отъезда, помимо банального но обычно верного «в гостях хорошо, а дома лучше» - принципиальная невозможность для некорейца выстроить карьеру в корейской структуре, и стабильная нестабильность работы. Когда тебе 28 лет отроду и ты не обременён семьей, на тебя не так уж действует сознание того, что тебя могут выгнать на улицу в любой момент (даже в вузах контракты заключают обычно на годовой срок, и продление никогда нельзя считать гарантированным, а уж в хаквоне...). Когда тебе 45 лет, это становится проблемой, тем более, что следующую работу после именно этого возраста в Корее иностранцу найти не просто. Предочитают молодых и неприхотливых. Поэтому оставшись в Корее после того, как ему перевалило за 30, человек принимает достаточно рискованное решение.

Вдобавок, немалую роль играет наличие детей. Мало кто решается отдать своего ребёнка в корейскую школу (практически никто, я бы сказал). Во-первых, после такой школы в западный университет поступить непросто. Во-вторых, все хотят, чтобы дитё владело полноценным, а не «домашним», английским. В-третьих, у белого ребёнка или даже метиса с большой вероятностью в корейской школе будут проблемы на расовой почве. В стране есть несколько западных школ, но цены за обучение там запредельные, примерно на уровне Гарварда и выше (не гипербола, а арифметический факт). В принципе за обучение там одного ребёнка надо целиком отдавать среднестатистическую корейскую зарплату. Мало кто на это готов, а у большинства и денег таких просто нет. Так что отъезд является единственным выходом.

Кое-кто, правда, остаётся. Их заметить легко – им явно больше 35, и их немного, процентов 10 от общего числа преподавателей. Во-первых, это те, кому просто понравилась Корея (почти всегда у них есть и корейская жена, которая обеспечивает частичное врастание в среду и мощнейшую логистическую поддержку, но нет детей школьного возрата). Те из них, кто посерьёзнее, часто уходят из преподавания, и начинают работать в иностранных организациях и фирмах. Однако кто-то остаётся преподавать язык – работа нетяжёлая, оставляет много свободного времени, и многим просто нравится. Разумеется, эта публика почти всегда оказывается в университетах. Некоторые из них начинают заниматься какими-то областями корейской жизни достаточно всерьёз – знаю человека, который когда начинал преподавателем, а со временем стал не только торговцем сухогрузами и большим миллионером, но серьёзным и уважаемым в узких кругах специалистом по корейской архитектуре XVII-XIX веков.

Во-вторых, остаются в Корее те, кому некуда деваться – товарищи, сильно ушибленные жизнью. Их, скажем честно, довольно много – заметная часть этих самых «сверхсрочников». Бывают просто алкаши, бывают граждане с заметными психологическими отклонениями, бывают просто лентяи (заработать на жизнь одинокому мужчине-иностранцу в Корее, в общем-то, просто).

Да, а другие языки, кроме английского? Они изучаются в куда более скромном объёме, и в основном в университетах, так что преподавателей немецкого, французского, японского или русского нужно много меньше, а прочие языки представлены вообще единичными носителями. Исключение – китайский, но в китайской общине вообще ситуация совсем особая.





Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки





Форум

Проза
Поэзия
Статьи
Сказки

Фото
Живопись
Кино

Личности
События
Рассылка
Книги
Программы
Авторизация
авторы

Ланьков

Замилов
анонсы





mail.ru yandex.ru










Создание, поддержка и графический дизайн Восточного портала: «Indian Summer Studio»