Китай Япония Корея Прочее
Восточный портал [oriental.ru]
материалы по странам

Главная
Форум
Тексты
Изображения
Разное






Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки

Рождение театра

Опубликовано в газете "Сеульский вестник" в 2006 г



Театру в Корее, скажем прямо, не повезло. Традиционная Корея театра как такого не знала, хотя некоторые «театроподобные жанры» там, конечно же, существовали с давних времён. Однако театра со сценой, декорациями, многочисленными актёрами и, главное, пьесами в Корее на было до самого начала XX века. Сейчас некоторые националистически настроенные историки пытаются с этим спорить, но показательно, что сами корейцы былых времён на этот счёт особо не заблуждались. В книгах корейских путешественников, которые в 1880-е и 1890-е гг. посещали загадочную и экзотическую Европу, часто говорилось о театре как о явлении для Кореи необычном и интересном, как о некоей зарубежной экзотике.

Позднее появление театра означает, что с самого начала своего существования ему приходилось конкурировать с кинематографом, который пришёл в Корею примерно в то же самое время. Конкуренцию эту театр, как зрелище более дорогое и менее эффектное, обычно проигрывал, и только в последнее десятилетие в Корее наблюдается нечто вроде театрального ренессанса.

И всё-таки, как же появился в Корее театр? К началу XX века корейские реформаторы, которые хотели подражать Западу во всём, пришли к выводу, что без театра современное общество существовать никак не может. В этом отношении реформаторы мог всегда полагаться на поддержку Его Величества, так как король Кочжон был известным поклонником всяческих новинок.

Таким образом, в 1902 г. было решено завести королевский театр, который, в частности, предполагалось использовать для празднования приближающейся 40-й годовщины правления Кочжона. Театр должен был также служить местом для проведения официальных государственных мероприятий, своего рода «дворцом съездов». Вскоре по королевскому указу было создано новое придворное учреждение Хёпрюльса, которое и должно было заведовать театром. Также стали называть и сам театр. Большинство будущих актрис было выбрано из числа куртизанок-кисэн, которые, во-первых, в обязательном порядке учились прению и танцам, а во-вторых, в те времена являлись единственной группой женщин, привычных к выступлению перед публикой.

Здание театра Хёпрюльса

Театр разместился в кирпичном здании довольно специфического вида. Сами его создатели искренне полагали, что их детище напоминает Колизей. Действительно, здание театра в плане имело необычную круглую форму, но если судить по сохранившимся фотографиям, на мой взгляд оно куда больше походило на склад или паровозное депо, чем на Колизей. Располагался театр в самом центре города, в району Кванхвамун.

Театр Хёпрюльса считался государственным учреждением, и его персонал получал зарплату как государственные служащие. Труппа должна были организовать представления для короля и придворных, то есть заниматься тем же, чем дворцовые певицы и танцовщицы занимались в Корее на протяжении столетий. Однако уже изначально предполагалось, что некоторые представления будут открыты и для публики, которая будет покупать на них билеты. В этом случае первые корейские театральные менеджеры вполне сознательно подражали западному опыту. Первый спектакль (или, точнее, концерт) для частной публики состоялся в декабре 1902 года.

Театру Хёпрюльса не повезло, так как выяснилось, что торжественные мероприятия придётся проводить с куда меньшим размахом, чем изначально планировлось. Традиция требовала, чтобы монарх воздержался от развлечений, если дела в стране шли плохо, а положение Кореи в 1902-1905 гг. давало мало поводов для празднеств. Сначала возникли проблемы со здоровьем наследного принцем, в связи с опасной болезнью которого все дворцовые увеселения были отменены. Принц поправился, но впоследствии многие мероприятия были отменены сначала из-за плохого урожая, а потом из-за войны между Россией и Японией, которая поначалу развёртывалась на территории Кореи. В этих условиях большинство представлений давалось именно для частной публики.

В театре Хёпрюльса имелось около 500 мест, которые делились на три разряда. Самыми дорогими считались "жёлтые" места. Билет на такое место стоил 1.00 вону (в те времена чиновник средней руки зарабатывал 20 вон в месяц). "Красные" места продавались за 0.70 воны, а самые дешёвый "зелёные " (или "синие" – оба цвета обозначаются одним иероглифом, а цветных фотографий зала не существовало) стоили 0.50 вон.

Придворные танцовщицы-кисэн, которые составляли большинство труппы театра

Однако Хёпрюльса был театром специфическим – в нём поначалу вообще не ставили пьес! Все его выступления в наше время считались бы «концертами». На его сцене танцевали красавицы кисэн, появлялись исполнители традиционных балад пхансори.  Именно театр Хёпрюльса стал местом, где кинофильмы были в первый раз показаны большой корейской аудитории. Такие киносеансы были устроены летом 1903 года силами Хансонской (Хансон – тогдашнее официальное название Сеула) Электрической Компании, совместного корейско-американского предприятия, которому принадлежали все электрические сети города, а также сеульский трамвай. Кинопроектор был по тем временам машиной небезопасной, так что во время одного из таких сеансов случился пожар. Всё обошлось, но некоторое время театр Хёпрюльса был закрыт.

Театр Хёпрюльса просуществовал недолго, так как сам факт его деятельности оскорблял конфуцианскую нравственность. В начале 1906 года Ли Пхиль-хва, крупный корейский чиновник и просветитель, обрушился на театр с жёсткой критикой. Своё письмо на имя короля Ли Пхиль-хва начал с цитаты из Конфуция, который недвусмысленно осуждал легкомысленную музыку. Далее Ли Пхиль-хва перечислил все прегрешения театра. Он упоминал, что концерты проходят в вечернее время, что на них женщины и мужчины сидят вместе, что некоторые посетители приходят на концерты пьяными, от чего случаются ссоры и даже драки, и что фривольные темы песен о любви серьёзно повреждают нравственность юношества.

На некоторое время хранители устоев возобладали, и в апреле 1906 года театр был закрыт. Его здание некоторое время использовалось  как клуб для чиновников. Однако это длилось недолго. В начале 1908 года здание опять стало театром, и на сей раз в нём стали действительно ставить пьесы. Но об этом – в другой раз.

 





Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки





Форум

Проза
Поэзия
Статьи
Сказки

Фото
Живопись
Кино

Личности
События
Рассылка
Книги
Программы
Авторизация
авторы

Ланьков

Замилов
анонсы





mail.ru yandex.ru










Создание, поддержка и графический дизайн Восточного портала: «Indian Summer Studio»