Опубликовано в газете "Сеульский вестник" в 2006 г.
"Мужчины уважаемы, женщины презираемы". Этот принцип возник в Китае больше двух тысячелетий назад, и на протяжении многих веков именно он определял отношение к женщинам в конфуцианском обществе. Конечно, и в старой Корее бывали женщины, которым удавалось добиться власти и влияния - обычно по рождению
в аристократической семье, через брак или семейные связи - но даже эти немногие были вынуждены пользоваться своей властью очень осторожно, не бросая открытого вызова устоявшимся представлениям о роли женщины. Даже если в старые времена кореянка фактически управляла большим поместьем или была главной советчицей своего мужа-сановника, для всех окружаюших она должна была казаться традиционным покорным созданием, знающим своё место в этом мире
Поэтому появление в начале XX века первых женщин, занимающихся квалифицированным трудом (или, если пользоваться непривычным для нас пока западным термином, "свободными профессиями") нанесло удар всё по ещё влиятельным тогда конфуцианским представлениям.
Как в большинстве других стран, образование в Корее стало первой областью, в которой женщины-специалисты стали появляться в больших количествах. Оно считалось относительно "женственным" родом деятельности – в конце концов, женщины занимались образованием своих детей с незапамятных времен.
В колониальные времена в корейские школах существовало раздельное обучение. Первоначально женщинам-учителям разрешалось работать только в школах для девочек,
но в 1922 г. колониальная администрация разрешила женщинам преподавать и в мужских начальных (и только начальных!) школах. Так как мужских школ были много больше, чем женских, это решение означало, что молодые образованные кореянки получили много больше возможностей устроиться на работу.
Большинство первых корейских женщин-учительниц было выпускницами миссионерских школ, но некоторые из них имели и специальное педагогическое образование. Первое педагогическое отделение было создано ещё в 1915 г., а к конце 1920-х годов педагогических отделений было уже немало. Самым известным из них стало отделение при колледже (ныне – университете) Ихва.
Сегодня нам трудно представить, насколько революционными были все эти изменения. Работа учительницей давала молодой кореянке шанс быть финансово независимой – совершенно новая ситуация для корейской женщины. На протяжении многих столетий, женщины в Корее не могли жить и зарабатывать самостоятельно. Заработать на себе на жизнь могли только куртизанки-кисэн, но их было очень мало, да и карьера кисэн по понятным причинам была презираемой (не случайно куртизанками становились, по приговору суда, жёны и дочери лиц, осуждённых за особо тяжкие преступления).
Вдобавок, в колониальные времена работа учителей неплохо оплачивалась. В конце 1930-х годов среднестатистическому школьному преподавателю-мужчине платили 105 вон в месяц если он был японцем, и 55 вон в месяц - если он был корейцем. Женщины получали меньше: японки – 79 вон, кореянки - 48 вон в месяц. Дискриминация и по половому, и по национальному признаку вполне очевидна. Однако следует помнить, что 48 вон в месяц всё равно являлись неплохим доходом, который существенно превосходил среднюю зарплату в колониальной Корее (она составляла что-то около 30-35 вон в месяц). Нужно также обратить внимание на то, что различие в уровне заработной платы между мужчинами и женщинами в школах было меньше, чем в большинстве других учреждений. Разница между 55 вонами, которые платили мужчине, и 48 вонами, на которые могла рассчитывать женщина, составляет всего лишь 7%, в то время как в большинстве других мест женщинам платили меньше половины мужской зарплаты.
Конечно, образование было далеко не самой высокооплачиваемой профессией. Однако, в отличие от других специальностей, оно было массовым: учителей были тысячи и даже десятки тысяч. Другие варианты «современной» карьеры в 1920-е годы были доступны только для немногих особо удачливых и исключительно упрямых кандидаток. В те времена, чтобы пробиться в медицину или, скажем,
в журналистику, женщине нужно было обладать не только соответствующим образованием и способностями, но также исключительным умом, упорством, немалыми средствами и достаточно необычной семейной ситуацией.
Первые женщины-врачи появились в Корее в начале XX века. Как ни парадоксально, им немало помогли те самые патриархально-конфуцианские идеалы, которые обычно мешали женщинам делать карьеру. «Блюдущая себя» женщина из конфуцианской дворянской семьи даже под угрозой смерти не допустила бы до себя доктора-мужчину. Даже самый поверхностный осмотр по тогдашним понятиям воспринимался как позор. В то же самое время, дворянка вполне могла согласиться на то, чтобы её осматривала и лечила женщина.
Эстер Пак, выпускная фотография (1900 г.)
Первой корейской женщиной-врачом стала Эстер Пак (Ким Чом-донъ), получившая образование в США (при этом её муж занимался выращиванием овощей, выручка от продажи которых шла на оплату расходов на обучение).
Как и почти все кореянки, получившие высшее образование до начала 1920-х гг., она
происходила из христианской семьи - никто иной такой вольности от дочери не потерпел бы. Эстер Пак возвратилась в Корею в 1900 г., и за свою короткую жизнь
- она умерла в 1910 г. - успела сделать очень многое – от налаживания эпидемической службы до перевода на корейский книг по современной гигиене.
В 1928 г. в Сеуле был основан «Женский Медицинский Колледж», в котором можно было получить медицинское образование. Примерно в это время появились в Корее и медсёстры. В 1913 г. в Корее была 21 официально регистрированная медсестра. К 1943 г. их было уже 2,188 человек.
В журналистике женщины оставались редчайшим исключением. Можно вспомнить о Ким Вон-чжу, будущей тёще Ким Чжон Ира, которая в молодости, в тридцатые годы, была звездой корейского газетно-журнального мира.
Само собой разумеется, в колониальную эпоху женщин-профессионалов
было очень мало. Только в 1980-е годы женщина, занятая квалифицированной
высокооплачиваемой работой, перестала быть в Корее редкостью и исключением.