Китай Япония Корея Прочее
Восточный портал [oriental.ru]
материалы по странам

Главная
Форум
Тексты
Изображения
Разное






Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки

Андрей Ланьков

Самолёт - не роскошь, а средство передвижения

Опубликовано в газете "Сеульский вестник" в 2006 г.



Если житель Северной Кореи решил бежать на Юг, то как он может претворить своё решение в жизнь? В наши дни сделать это не так уж и трудно. Граница КНДР с Китаем фактически открыта, так что любой житель КНДР может легко уйти за кордон в Китай - и там обнаружить, что попасть на Юг в наши дни куда труднее, чем покинуть Север: несмотря на все официальные утверждения, сеульские власти стараются по возможности ограничить приток беженцев с Севера.

Но до начала девяностых годов ситуация была совсем другой. До 1992 г. Китай не имел дипломатических отношений с Южной Кореей, и тамошняя полиция работала весьма эффективно. В Китае беглеца, который попытался перебраться на Юг, скоро бы арестовали и отправили бы назад в КНДР, на верную смерть, ведь в те времена северокорейские власти рассматривали попытку побега за рубеж как тяжелейшее политическое преступление. Прямой побег на Юг был также почти немыслим: тщательно охраняемая и покрытая минными полями 38-я параллель (она же ДМЗ или "демилитаризованная зона") была непреодолимым препятствием для большинства беглецов.

Таким образом, до начала 1990-х годов среди успешных перебежчиков подавляющее большинство составляли выходцы из тех профессиональных групп, которые по роду своей деятельности имели техническую возможность покинуть страну. Наряду с дипломатами и моряками, одной из таких групп являлись пилоты северокорейских ВВС. За время, прошедшее после окончания Корейской войны в 1953 г., шесть северокорейских лётчиков угнали свои самолёты на Юг.

Первый такой побег произошёл вскоре после заключения перемирия, 21 сентября 1953 года, когда лейтенант ВВС КНДР Но Кым-сок бежал в Сеул на своём Миг-15. Для американской разведки его появление стало настоящим подарком: микояновский МИГ-15 был тогда одним из лучших истребителей мира, и впервые эта машина попал в руки американских специалистов неповреждённой. Сам Но Кым-сок получил 100.000 долларов (астрономическая сумма, с учётом инфляции эквивалентная нескольким нынешним миллионам долларов) и американское гражданство. Он им и воспользовался, немедленно перебравшись в США на жительство. Со временем Но Кым-сок стал заметным авиационным инженером, преподавал в университете, сейчас вышел на пенсию.

На этом редком снимке можно увидеть самолёт Но Кым-сока сразу после его приземления в Кимпхо в сентябре 1953 г. Снимок сделан австралийским военнослужащим Базилем Кларком (Basil Clark)

Следующий побег произошёл 21 июня 1955 года, когда главный аэропорт корейской столицы, располагавшийся тогда на острове Ёыйдо, стал свидетелем необычной картины: на посадку неожиданно зашёл тренировочный Як-18 с опознавательными знаками северокорейских ВВС. На борту самолета было два друга, два северокорейских офицера, которые решили перейти на сторону Юга. Пока это – единственный случай группового авиапобега на Юг.

В основном на Юг угоняли истребители – машины, как известно, одноместные. 1960 г. лейтенант Чон Нак-хи угнал на Юг ещё один МИГ-15. В 1970 г. майор Пак Сун-гук получил приказ перегнать отремонтированный МИГ-15 из ремонтных мастерских до базы в Вонсане. Он воспользовался этой возможностью, чтобы перелететь это на Юг. Правда, не всё пошло по плану, и истребитель разбился при вынужденной посадке в провинции Канвон, но сам пилот при этом не пострадал.

Многим и ныне памятны события 1983 г., когда в Сеул бежал капитан Ли Ун-пхён. Он осуществлял обычный учебный полёт в непосредственной близости от границы и решил воспользоваться этой возможностью для побега. Его МИГ-19 приземлился на южнокорейской авиабазе под Сеулом. В соответствии с обычной практикой, Ли Ун-пхён поступил на службу в южнокорейскую армию, где со временем стал полковником.

В 1996 г. в Сеуле опять сел МИГ-19: 23 мая капитан Ли Чхоль-су направил свой самолёт в Сеул. Не обошлось без конфуза, несколько напоминающего известный полёт Руста и его посадку на Красную площадь: силы гражданской обороны не заметили появления самолёта противника и не объявили воздушной тревоги, хотя по правилам должны были это сделать. Ли Чхоль-су, как и все его предшественники, получил большую денежную премию: ему выплатили 480 миллионов вон, то есть 560.000 долларов по курсу 1996 г. Это, конечно, в реальном исчислении в несколько раз меньше, чем те 100.000 долларов, которые в 1953 г. достались Но Кым-соку, но в конце концов к 1996 г. МИГ-19 был уже, скорее, потенциальным экспонатом авиационного музея, чем боевой машиной.

Впрочем, угоняли самолёты и в другую сторону, на Север. До шестидесятых годов два соперничающих корейских правительства соревновались практически на равных, и для многих коммунистический Север был привлекательнее капиталистического Юга (с демократией и свободами тогда и там, и там дела обстояли, скажем так, не блестяще). Первый авиапобег на Север произошёл 17 февраля 1955, когда капитан южнокорейских ВВС Ок Хым вместь с женой бежал в КНДР на тренировочном самолёте L-19. Этот эпизод до сих пор остаётся единственным после 1953 г. случаем побега на Север офицера южнокорейской авиации.

Два других инцидента были связаны с гражданскими самолётами. 16 февраля 1958 г. рейсковый DC-3, принадлежавший корейской национальной воздушной компании KNA, были захвачен в воздухе и направлен в Пхеньян. Южнокорейское правительство тогда заявило, что захватившие самолёт люди были агентами северокорейских спецслужб, но это вызывает немалые сомнения – скорее, таким образом просто решили перебраться в «страну победившего социализма» местные левые. Среди 28 пассажиров и 4 членов экипажа самолёта были иностранцы: американский пилот и три пассажира (двое немцев и американец). После переговоров все иностранцы и часть корейцев были возвращены, но восемь корейских пассажиров, включая, разумется, и шестерых участников захвата, остались на Севере (добровольно или не совсем - не известно). Этот инцидент нанёс немалый ущерб KNA и внёс немалый вклад в банкротство первой южнокорейской национальной авиакомпании, которое произошло несколько лет спустя.

Следующий угон пассажирского самолёта имел место через десять лет, в 1969 г., когда северокорейские агенты (на сей раз, кажется, это действительно были агенты) захватили самолёт авиакомпании KAL и заставили его совершить посадку в Вонсане, на территории КНДР На борту самолёта находился 51 человек. Только часть их вернулась домой: Пхеньян заявил, что 12 пасажиров и членов экипажа решили остаться в «тёплых объятиях социалистической Родины и Великого Вождя».

В 1970 г. Север раскрыл свои объятия и международным угонщикам. Но это - другая история …





Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки





Форум

Проза
Поэзия
Статьи
Сказки

Фото
Живопись
Кино

Личности
События
Рассылка
Книги
Программы
Авторизация
авторы

Ланьков

Замилов
анонсы





mail.ru yandex.ru










Создание, поддержка и графический дизайн Восточного портала: «Indian Summer Studio»