Китай Япония Корея Прочее
Восточный портал [oriental.ru]
материалы по странам

Главная
Форум
Тексты
Изображения
Разное






Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки

Андрей Ланьков

Рождение автопрома

Опубликовано в "Сеульском вестнике"



Вот уже больше десятилетия Корея является пятым в мире производителем лёгковых автомобилей. Однако корейская автомобильная промышленность очень молода. Когда и как началась её история? Почти во всех публикациях на эту тему можно встретить упоминание той или иной даты 1955 годы (обычно, речь идёт об августе или сентябре этого года), когда маленькая фирма в Сеуле начала производство джипа Sibal, который считается первым корейским автомобилем. Как это часто происходит с "общеизвестными" фактами и датами, это утверждение в основном правильно, хотя и нуждается в уточнениях.

В колониальной Корее автомобиль был редкостью, и по-настоящему в жизнь страны он вошел только с 1945 года, с прибытия американцев, когда в Корее появились американцы, известные поклонники автомобиля. Американское военное присутствие означало, что Корея наводнена армейскими машинами, в основном - джипами, которые на протяжении пары десятилетий оставались главным средством пассажирского транспорта в стране (их даже переделывали в микроавтобусы).

В середине пятидесятых многие компании пытались перейти от ремонтных работ к сборке машин из доступных частей. Обычно для этого использовались старые армейские джипы, которые были проданы американской армией как металлолом. Корейские мастерские покупали этот "лом" и превращали его в способне к передвижению автомобили. Однако существовало серьёзное препятствие: по американским инструкциям списанные машины полагалось делать непригодными к восстановлению. Обычно для этого машины разрезали на части автогеном. Делалось это для того, чтобы у американских интендантов не появлялось желания списывать годное оборудование и получать на этом деле "откат" (прапорщик - явление универсальное). Поэтому в большинстве случаев двигатели списанных автомашин были серьёзно повреждены и их невозможно было востановить в корейских мастерских. Особые проблемы вызывали головки цилиндров.

В начале 1955 года, после многих неудачных экспериментов, Ким Ён-сам, инженер, работавший в "Кукчже чхарян" ("Международной автомобильной компании" - неплохое название для автомастерской!) догадался, как можно изготовлять головки цилиндров на доступном в Корее оборудовании. В апреле 1955 года первый произведенный/восстановленный двигатель был установлен на джипе, собранном в "Кукчже чхарян". Машина отправилась в испытательный пробег двигателя, который продемонстрировал, что двигатель работает прекрасно. После этого Чхве Му-сон, президент "Кукчже чхарян", решил начать производство джипов.

Большинство комплектующих по-прежнему получили, разбирая списанные американские машины, но некоторые компоненты производились на месте. Джипы "Кукчже чхарян" имели твёрдую крышу и красились в чёрный или синий цвет, так как они предназначались для использования в качестве пассажирских машин.

Эти автомобили получили название Sibal, то есть "начало". Считалось, что их появление означает рождение корейской автомобильной промышленности. В середине пятидесятых, когда Корея по уровню ВВП на душу населения уступала Папуа Новой Гвинее и Судану, подобные надежды казались слишком оптимистичными. Однако в конце концов они оправдались.

В октябре 1955, когда автомобиль Sibal был представлен на Национальной промышленной выставке, которая проходила во дворце Кёнбоккун. Среди послевоенной нищеты, присутствие произведённого в Корее автомобиля вызвало большой интерес. Sibal получил высшую награду выставки - Президентский приз, и это обстоятельство создало немалую рекламу для всего проекта, так что скоро компания оказалась завалена заказами.

Чхве Му-сон переименовал свою фирму в "Автомобильную компанию Sibal", открыл новые мастерские на улице Ыльчжиро, в самом центре Сеула,  и стал там собирать свои джипы. Кстати, "производственные мощности" фирмы в основном размещались в палатках - на строительство даже простейших зданий не было средств.

В мае 1958 года Автомобильная компания Siblal согласовала с правительством план, который предусматривал производство 100 машин в месяц. Сейчас корейские заводы производят 100 автомобилей каждые 20 минут, но в 1955 году было во всей стране было всего лишь 18.356 автомашин (6.556 легковых автомобилей, 8.103 грузовика и 2.953 автобуса). На таком фоне 100 машин в месяц были немалым количеством.

Однако планы были подорваны новыми правительственными инструкциями, которые вступили в силу 8 мая 1956. Стремясь не допустить роста расходов на импорт топлива, правительство решило ограничить регистрацию новых автомобилей. Согласно инструкциям, новый автомобиль мог быть зарегистрирован только после того, как отправлялся на свалку старый, а количество машин - точнее, номерных знаков - в стране оставалось ри этом неизменным. Эти решения ограничили рост рынка, и Автомобильная компания Siblal скоро обнаружила, что в новых условиях не имело смысла производить автомобили. Производство джипов было прекращено, и компания вернулась к обслуживанию и ремонтным работам.

Когда я искал материал для этой статьи, я в очередной раз убедился, как трудно найти информацию относительно недавней корейской истории. Не ясно, например, сколько всего автомобилей Sibal было произведено - кажется, что их было несколько тысяч. Некоторые автомобили использовались как такси или как транспортные средства чиновников, другие же были приобретены частными лицами.

В общем-то, Sibal был той ласточкой, которая не сделала весны. Для того, чтобы Южная Корея вышла на международный атомобильный рынок, потребовались ещё два десятилетия. Однако Sibal всё-таки был первым, так что один из немногих сохранившихся экземпляров этой машины вполне заслуженно занимает свой место в Корейской музее независимости.

Первый корейский автомобиль и его создатель

 





Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки





Форум

Проза
Поэзия
Статьи
Сказки

Фото
Живопись
Кино

Личности
События
Рассылка
Книги
Программы
Авторизация
авторы

Ланьков

Замилов
анонсы





mail.ru yandex.ru










Создание, поддержка и графический дизайн Восточного портала: «Indian Summer Studio»