Статья опубликована в "Русском Журнале" 2 июля 2002 года
Из всех «малых» государств Восточной Азии,
Корея традиционно была наиболее близка к
Китаю. Япония (до конца XIX века, бесспорно, не
более чем одна из «малых» стран) всегда
подчеркивала свою особость и,
действительно, не была ортодоксально-конфуцианской
страной во многих областях - в том числе и в
области отношения к монархии и обоснования
легитимнсоти правящей династии. Вьетнам,
несмотря на огромное культурное влияние
великого северного соседа, всегда
воспринимал Китай как потенциального
агрессора и «вероятного противника». В
Корее же и к китайской классической
культуре относились с почтением, и с самим
реальным Китаем поддерживали неплохие
отношения.
Не удивительно, что китайская
конфуцианская концепция «мандата Неба»
была принята в Корее безо всяких оговорок и
сомнений. Эта концепция, разработанная еще
Мэн-цзы, утверждала, что право на управление
Поднебесной тот или иной клан получает по
воле Неба в награду за свою мудрость и
моральные качества. Однако «мандат Неба» не
является бессрочным. Рано или поздно
происходит моральная деградация династии,
и тогда Небо решает сменить ее, возведя на
престол новую семью. Падение династии,
таким образом, служит наглядным
подтверждением ее нелегитимности. В
соответствии с этой концепцией,
легитимность не вечна, но от легитимной и
достойной своего места династии Небо не
отворачивается по определению.
С 1392 г. в Корее правила династия Чосон,
которую часто называют династией Ли, по
фамилии ее правящего клана. Строго говоря,
это закрепившееся в литературе название
самой династией никогда не использовалось.
Дальневосточные династии никогда не
именовались по фамилиям своих основателей.
В раннюю эпоху названием династии служило
наименование местности, из которой
произошли ее основатели, а в более поздние
времена основатели очередной сами
выдумывали для нее подходящее
величественное имя (китайские династии «Юань»
- «изначальная», «Мин» - «светлая», «Цин» - «чистая»).
Основателем династии Ли был удачливый
генерал Ли Сон-ге, который в 1389 г. совершил
военный переворот и сверг с престола
предшествующую династию Корё. Последний
правитель династии Корё и его родственники
были отправлены в ссылку и там, спокойствия
ради, тайно убиты, но подавляющее
большинство членов фамилии Ван, из которой
происходил правящий род династии Корё, не
пострадало и превратилось в обычных
подданных новой власти. Подобно своим
предшественникам, монархи династии Ли
именовали себя «королями» (ванами) - титул,
который подразумевал их зависимость от
Императора (ди или хуан-ди). По
конфуцианским представлениям, во всей
Вселенной мог быть только один Император -
тот, который правил собственно Китаем. Все
остальные владыки мира являлись вассалами
Императора, платили ему символическую дань
и утверждались им при вступлении на престол.
Корея вполне соглашалась с этими
представлениями, так что каждый новый
корейский король утверждался в Пекине.
Правда, утверждение это носило
автоматический характер и была чисто
ритуальным актом, а на «дань», отправляемую
в Пекин, китайский двор отвечал «пожалованиями»
примерно равной стоимости.
Династии Ли принадлежит рекорд
продолжительности правления в
конфуцианском мире. Она продержалась у
власти до 1910 г., то есть 518 лет - больше, чем
практически любая династия региона. Строго
говоря, японская императорская династия у
власти находилась заметно дольше, но она,
как мы увидим, не может считаться
конфуцианской монархией в точном смысле
слова - идеология власти была там
совершенно другой. Другая династия, которая
превзошла по продолжительности правления
династию Ли - это древнекитайская династия
Чжоу, правившая около 800 лет (XI-III вв. до н.э.).
Однако на протяжении большей части этого
времени Поднебесная была раздроблена и
власть Чжоу оставалась, таким образом,
чисто номинальной. Корейские политики и
мыслители хорошо осознавали эту уникальную
особенность своей династии. Поскольку в
среднем и китайские, и более ранние
корейские династии правили около 300 лет, то
в самой Корее с некоторой тревогой
встретили трехсотлетний юбилей династии Ли,
пришедшийся на 1692 г. Многие тогда ожидали
разного рода неприятностей от роковой даты
- тем более, что в Китае только что пала
династия Мин, ровесница династии Ли. Однако
роковой рубеж был преодолен без каких-либо
заметных проблем. Вплоть до конца XIX века в
стране сохранялась редкостное спокойствие
и стабильность. Династия Ли стала жертвой
внешнего вторжения, а не внутреннего
кризиса.
С конца XIX века японское влияние на
полуострове возрастает. В 1905 г., после
победу в Русско-японской войне, японское
правительство фактически аннексирует
Корею. А в 1910 г. происходит и формальная
аннексия страны. В 1905 г. Кореей правил
король Кочжон, 26-й монарх династии Ли,
который вступил на престол малолетним еще в
1863 г. В 1907 г. Кочжон был вынужден отречься от
престола после того, как он попытался
добиться международной поддержки
сохранения корейской независимости. Его
неудачная тайная дипломатия вызвала гнев
японских властей, и в результате на
корейский престол вступил его наследник
Сунчжон (все корейские короли по традиции
именуются не личными, а посмертными «храмовыми»
именами). Именно Сунчжону в 1910 г. выпала
сомнительная честь подписать договор об
отказе Кореи от государственной
независимости и утвердить ее превращение в
японскую колонию.
После отречения династии Ли, ее члены
сохранили в своей собственности несколько
королевских дворцов в центре Сеула.
Формально им полагались такие же
привилегии, как и младшим членам японской
императорской фамилии. Кроме того,
колониальные власти стали выплачивать им
немалое содержание, которое позволяло экс-королевскому
клану по-прежнему содержать большой
дворцовый штат и вообще жить на широкую
ногу. Такая щедрость была вызвана как
монархической солидарностью, так и
политическим расчетами. Свергнутая
династия сохраняла тогда немалое влияние
среди конфуцианских традиционалистов,
которые по-прежнему играли немалую роль в
антияпонском сопротивлении, да и в целом
пользовались заметным влиянием. Поэтому
колониальные власти стремились найти общий
язык со свергнутыми владыками и таким
образом предотвратить их активное участие
в антиколониальной борьбе. В целом это
удалось, но откровенными
коллаборационистами оба короля не стали и в
результате долго оставались важными
символами корейского национального
самосознания. Когда в 1919 г. умер Кожчон, его
похороны превратились в массовую
антияпонскую демонстрацию и стали началом
т.н. «Первомартовского восстания», самого
крупного антияпонского выступления за весь
колониальный период. В 1926 г. к похожим, хотя
и менее масштабным, демонстрациям привела и
смерть его сына Сунчжона.
Однако уже к началу 1920-х гг. монархистов
среди участников антиколониального
движения было сравнительно немного. Старая
конфуцианская идеология оказалась в глазах
молодежи безнадежно скомпрометированной, а
сами ее носители потихоньку старели и
вымирали. Основную роль в антиколониальном
движении стали играть либо прозападные
либералы, выпускники миссионерских школ,
либо социалисты и коммунисты. И те, и другие
были решительными республиканцами, и
относились к монархии как к явлению
архаичному, отжившему свой век (хотя, по
иронии судьбы именно коммунисты со
временем фактически восстановят монархию в
Северной Корее).
После смерти обоих монархов, во дворце
продолжали жить члены их семьи, включая жен,
многочисленных наложниц и детей. Еще в 1907 г.
наследником корейского престола был
провозглашен Ли Ын, десятилетний сын
Кочжона от одной из его наложниц. В Корее,
как и в других монархиях региона, не было
строгого порядка престолонаследия. Восходя
на престол, монарх назначал себе преемника
из числа членов клана Ли, причем таким
преемником далеко не всегда становился сын
короля. В том же 1907 г. малолетний наследник
престола был вывезен японскими властями в
Токио. Там Ли Ын воспитывался вместе с
членами японской императорской фамилии,
окончил военное училище и стал офицером
императорской армии, дослужившись там к 1945
г. до звания генерал-лейтенанта (во время
войны он командовал дивизией на китайском
фронте). Японское правительство женило его
на девушке из правящего императорского
рода - принцессе Масако, рассчитывая таким
образом еще крепче привязать его к Японии.
Сам по себе этот брак в свое время вызвал в
Японии немалые насмешки - тут сказалось
традиционно-пренебрежительное отношение
японцев к корейцам. Брак был, как и
полагается королевскому браку, заключен
без малейшего учета мнения молодых, но
оказался на удивление крепким.
После 1945 г. Ли Ын неоднократно пытался
вернуться в Корею, но правительство Ли Сын
Мана постоянно отклоняло эти просьбы. Не
исключено, что властолюбивый и
подозрительный Ли Сын Ман просто боялся
появления потенциального соперника, но
формально от Ли Ына в качестве своего рода «платы»
за право на возвращение требовали передать
в собственность корейского правительства
его огромный особняк в Токио. Ли Ын на это не
шел, и только в 1963 г., уже после свержения Ли
Сын Мана, тяжело больной Ли Ын, Масако и их
сын Ли Ку смогли вернуться в Сеул. Когда
самолет уже заходил на посадку в Сеуле, у Ли
Ына произошел инсульт, от которого он так
никогда полностью и не оправился. В
корейской столице Ли Ын поселился в одном
из королевских дворцов, часть которого по-прежнему
оставалась собственностью экс-королевской
семьи.
Последний официально провозглашенный
наследник престола, Ли Ын, умер в 1970 г. и был
торжественно похоронен на рядовом кладбище.
По распоряжению президента, на его похороны
была отправлена рота почетного караула, а
немалые траурные расходы взяло на себя
правительство. Его жена, принцесса Масако,
принявшая корейское гражданство, надолго
пережила своего мужа и умерла в Сеуле в 1989 г.
До самой своей смерти она продолжала жить в
дворцовой резиденции Наксончжэ.
Сын Ли Ына и Масако, нынешний глава
корейской экс-королевской фамилии Ли Ку (р.1930)
оказался довольно непутевым человеком.
Окончив престижный Массачусетский
Технологический Институт (MIT) в США, и
женившись на американке русского
происхождения, Ли Ку получил американское
гражданство. В 1963 г. он вместе с родителями
приехал в Сеул, где работал по
специальности, как инженер-строитель, и
одно время руководил небольшой
строительной фирмой. В конце 1970-х гг. фирма
прогорела, и наследник бежал в Японию, после
чего следы его были потеряны всеми - даже
его матерью. Только через несколько лет Ли
Ку вновь дал о себе знать, а в 1996 г. он опять
вернулся в Корею, где и живет сейчас,
принимая время от времени участие в
клановых церемониях.
Ни о каком реставраторски-монархистском
движении в современной Корее речи не идет. С
точки зрения конфуцианских
традиционалистов, потеряв власть, династия
Ли также потеряла и «мандат Неба», так что
восстановление ее на престоле не просто
бессмысленно, но идет против явно и
недвусмысленно выраженной воли высших сил.
Других же претендентов на престол тоже не
наблюдается. В Южной Корее не существует
никаких, даже самых маргинальных,
организаций, которые ставили бы перед собой
задачу восстановления монархии. С точки
зрения подавляющего большинства корейцев,
монархия - это не более чем архаическая
экзотика, и даже мысль о ее восстановлении
вызывает смех.
Последние монархи, 1890 г.: Король Кочжон и его наследник, будущий король Сунчжон