Опубликовано в газете "Сеульский вестник" в 2006 г.
Сеул, вообще говоря, является одним из самых безопасных городов мира. Преступности в корейской столице почти нет, санитарное состояние и уровень медицинского обслуживания тоже, в общем-то, вполне приемлимы. Однако полностью расслабляться в Сеуле я бы не посоветовал, так как здесь существует одна вполне реальная опасность - корейские водители. Действительно, количество дорожно-транспортных происшествий в Корее весьма высоко. Ситуация, правда, улучшается, но происходит это улучшение достаточно медленно.
Первое дорожное происшествие в корейской истории произошло 26 мая 1899 г., когда мальчик, который играл на улице Чонно, в самом центре города, попал под трамвай. Трамваи тогда только что появились в Сеуле, водителями работали японцы, от которых корейцы не ожидали ничего хорошего, так что толпа поначалу принимала происшествие за преднамеренное убийство. Водитель и кондуктор сумели спастись бегством, но возмущённая толпа сожгла трамвайный вагон. В результате инцидента трамвайное движение в Сеуле прекратилось на несколько месяцев.
В течение последующих десятилетий именно трамваи оставались главными виновниками большинства сеульских ДТП. Трудно, конечно, сейчас представить, какие проблемы мог создать медлительный трамвай, ведь в начале 1900-х годов, максимальная скорость сеульского трамвая не превышала 7-8 км/ч (поначалу у трамвая даже не было фиксированных остановок, так что пассажиры садились в вагон и покидали его на ходу). Однако факт остаётся фактом: в одном только 1922 г. в Сеуле 301 человек пострадали в результате несчастных случаев, связанных с трамваем. К счастью, только
трое из них погибли, а остальные отделались ранениями разной степени тяжести.
Пожалуй, самое памятное ДТП колониальной эпохи произошло в апреле 1929 г., когда опрокинулся трамвай, специально арендованный для экскурсии женской средней школой. При этом погибло 4 и было ранено 84 старшекласницы. В те времена в среднюю щколу обычно зодили только девочки из богатых и известных семей, так что трагедия затронула семьи тогдашней верхушки. Это обстоятельство означало, что это трагическое происшествие привлекло особое внимание прессы и запомнилось надолго.
Однако а целом вероятность попасть под машину (или, скорее, под трамвай) в Сеуле колониальных времён была невелика. Ситуация стала меняться в середине шестидесятых, когда Корея ощутила первые результаты «экономического чуда». В 1965 г. во всём Сеуле имелось только 16.000 автомобилей. Это не было так уж много для города с населением в три миллиона человек, но всё же достаточно для того, чтобы сделать сеульские улицы опасными. В 1965 г. 308 сеульцев погибли в результате дорожно-транспортных происшествий, и ещё 2.400 человек было ранены.
Примерно с этого времени ситуация стала быстро ухудшаться. Автомобильный век добрался и до Кореи. К 1980 г. в Сеуле имелось 207.000 машин, а за последующие пять лет, к 1985 г., их количество удвоилось и достигло 445.000. За 1986-1990 гг. это число удвоилось ещё раз, составив 1,1 миллионов. Такой стремительный рост неизбежно привёл к столь же стремительному увеличению и числа ДТП, а также количества их жертв.
Самым худшим для корейских водителей и пешеходов оказался 1989 г. В 1989 году 1.371 сеулец погиб в ДТП. Это означает, что на каждых 100.000 человек населения столицы приходилось 13 жертв, что почти в два раза превышало уровень 1965 г. Кроме того, в течение того же 1989 г. ещё 79.041 житель корейской столицы был ранен в дорожных происшествиях. Это означало, что из каждых 100.000 жителей города 747.3 пострадало в дорожно-транспортных происшествиях.
Не трудно понять, почему именно 1989 г. оказался таким неудачным. Массовый автомобильный бум начался в середине восьмидесятых, и большинство корейских водителей было все ещё очень неопытно, ведь к тому времени они водили машину всего лишь несколько лет. Кроме того, местные власти и полиция тоже не совсем понимали, как следует обращаться с резко выросшим автомобильным потоком.
Однако после 1989 г. наметилось постепенное улучшение абсолютных и относительных показателей безопасности двидения. Не надо иллюзий: Сеул остаётся в этом отношении опасным городом, однако шансы погибнуть под колесами уменьшаются. В 1997 г., в дорожных происшествиях в Сеуле погибло 606 человек - другими словами, число смертельных случаев составило 5.8 на каждые 100.000 жителей города. К 2002 г. этот показатель составил 509 человек (5.0 из 100 000 – в два с половиной раза меньше, чем в наиболее неудачном 1989 г.). Следует отметить, что сниждение это происходит на фоне постоянного увеличения количества машин на городских улицах.
Причины для этого улучшения ситуации очевидны: люди постепенно учатся водить, а полиция и городская администрация – управлять движением. За спиной у большинства корейских водителей теперь уже
многие годы опыта. Всё чаще корейцы осваивают вождение в ранней молодости. Вдобавок, начали сказываться масштабные инвестиции городских властей в связанную движением инфраструктуру. Улицы с односторонним движением, «лежачие полицейские»,
автоматически фотокамеры для контроля скорости и, главное, многоуровневые развязки стали стандартными в Сеуле девяностых годов. Как ни парадоксально, густонаселённый Сеул – это одно из более безопасных мест в Корее с точки зрения безопасности движения. Во многих провинциях страны вероятность стать жертвой ДТП выше, чем в забитой машинами столице. Так что автомобилизация совсем не обязательно приносит с собой резкое увеличение количества дорожных смертей.