Китай Япония Корея Прочее
Восточный портал [oriental.ru]
материалы по странам

Главная
Форум
Тексты
Изображения
Разное






Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки

Андрей Ланьков

Корейцы и виски

Опубликовано в газете "Сеульский вестник" в 2005 г.



<

С незапамятных времён каждый корейский шаман знает: духи, эти могущественные хозяева потустроннего мира, весьма серьёзно относятся и к еде, и к выпивке. Духи ожидают, что шаманы предложат им только самую лучшую пищу и самую лучшую выпивку. При этом духи очень консервативны в своих пищевых привычках и не любят изменений в установленных правилах. Однако в последнюю пару десятилетий, почтенные и древние корейские духи, кажется, изменили свои вкусы. В наши дни шаманы во время жертвоприношений всё чаще предлагают духам виски – вместо традиционной корейской рисовой водки. Шаманы знают, что богачи и властители этого мира очень даже уважают шотландское виски. Логично предположить, что этот напиток нравится и духам.

С точки зрения корейцев, виски, бренди и коньяк принадлежат к типу алкогольных напитков, известных как янчжу или, в буквальном переводе, ‘иностранное вино’. Какие именно напитки могут быть отнесены к категории янчжу? В общем, так можно называть все цветные крепкие спиртные напитки западного происхождения, как импортированные, так и произведённые в самой Корее по западным методам. Сочжу, самый распространённый сейчас вид корейской рисовой водки, не принадлежит к этой группе, так как воспринимается как "традиционный напиток". Это - своего рода парадокс, ведь в действительности сочжу появилось в Корее только в двадцатые годы, то есть позже, чем виски. Русскую водку тоже обычно не рассматривают как янчжу - возможно, потому что она является прозрачной, но также и потому, что водка никак не воспринимается как традиционный напиток западной элиты. Китайские и японские виды крепких напитков также не относятся к этой группе – и, в общем, по тем же причинам.

И янчжу, и виноградные вина впервые появились в Корее около столетия назад, однако судьба их сложилась по-разному. Виноградное вино стало по-настоящему распространятся в Корее совсем недавно, только в девяностые годы. Вино сейчас модно среди вестернизированной молодёжи, для которой оно ассоциируется с романтикой и утончённой европейской культурой. Однако до восьмидесятых вина в Корее практически не пили, его главным потребителем долгое время оставалась католическая церковь, нуждавшаяся в вине для причастия. Корейцами старой закалки виноградное вино казалось то ли ‘слишком сладким’, то ли ‘слишком кислым’, и, безусловно, недостаточно крепким для того, чтобы стать настоящим мужским напитком. Младшие поколения, впрочем, имеют по этому поводу другое мнение.

Крепкие западные напитки, наоборот, получили в Корее мгновенное признание. Виски и брэнди появились в Корее в 1890-е годы, и сразу же стали популярными среди тех немногих корейцев, кто мог себе их позволить. Поначалу всё виски, потребляемое в Корее, импортировалось, и цены на него были соответствующими. В 1960 г., одна местная компания предприняла попытку наладить производство виски на месте, но эксперимент оказался коммерчески неудачным. Производство началось только в семидесятые, но и тогда успехи корейского виски были относительно скромными: богатые корейцы предпочитали настоящие импортные напитки, в то время как люди победнее оставались верны старому доброму сочжу.

В 1999 г. среднестатистический кореец потреблял 1,28 бутылки виски год. Возможно, это не так много, но большинство янчжу, потребляемого в Корее, относится к самым дорогим маркам. Ян Гуд, председатель Шотландской Ассоциации Виски, сказал в 2003: “Южная Корея […] – это фантастический рынок, они там не пьют ничего меньше 12 лет выдержки!"

Если верить корейской рекламе, виски и коньяк – это напитки, которые потребляются могущественными президентами компаний, людьми в безупречных костюмах, которые вечерами сидят у каминов своих роскошных особняков. Действительно, виски и бренди стоят в Корее немалых денег, и таможня, относя эти напитки к категории предметов престижного потбребления, облагает их высокими тарифами. Однако, все эти меры не очень влияют на престиж янчжу . Скорее наоборот, высокие цены закрепляют ассоциацию с материальным успехом, и делают янчжу ещё более престижным.

Любопытно, что в этом отношении все страны Восточной Азии демонстрируют замечательное сходство. В течение последних полутора-двух десятилетий именно Япония, Южная Корея и Тайвань являлись главными импортерами западных крепких напитков высокого качества.

Впрочем, репутация «напитка избранных» может иногда сослужить и плохую службу. После финансового кризиса 1998 г. потребление янчжу резко сократилось именно потому, что виски и коньяк воспринимались как роскошь. Логика была проста «в такие сложные времена надо жить проще – и пить простонародные напитки, вроде сочжу».

Впрочем, кризис длился недолго. В одном только 2002 г. корейские компании импортировал янчжу на сумму в 400 миллионов – почти пол-миллиарда! – долларов. Приблизительно две трети (67%) от этой суммы были потрачены на закупки виски, по преимуществу, настоящего, то есть шотландского. Впрочем, реальный объём закупок ещё выше, ведь корейцы сейчас ездят за границу в большом количестве, и многие из них покупают виски в подарок родственникая и друзьям.

Кстати, Любимый Руководитель, Маршал Ким Чжон Ир известный поклонник западных крепких напитков вообще, и хорошего коньяка в особенности.

 





Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки





Форум

Проза
Поэзия
Статьи
Сказки

Фото
Живопись
Кино

Личности
События
Рассылка
Книги
Программы
Авторизация
авторы

Ланьков

Замилов
анонсы





mail.ru yandex.ru










Создание, поддержка и графический дизайн Восточного портала: «Indian Summer Studio»