Китай Япония Корея Прочее
Восточный портал [oriental.ru]
материалы по странам

Главная
Форум
Тексты
Изображения
Разное






Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки

Андрей Ланьков

4.3 СТРАНА БЕЗ ЧАЕПИТИЙ

Для меня лично одной из загадок корейской культуры является то, что корейцы практически не пьют чая. Это становится особенно странным, если учесть, что все соседние народы – китайцы, японцы и русские – давние и фанатичные поклонники этого замечательного напитка. Не случайно в массовом сознании китайская культура неразрывно связана с чаем как таковым, русская – с самоваром, а японская – с чайной церемонией. Все эти великие соседи оказывали на Корею в прошлом или оказывают сейчас немалое культурное влияние, однако его оказалось недостаточно, чтобы приучить корейцев к чаепитию.

Разумеется, было бы преувеличением сказать, что корейцы вовсе не пьют чая. Это не совсем так, ибо чай хорошо известен в Корее с давних времён и его любители там были всегда. Первые упоминания о чае в корейских текстах относятся к концу периода Трёх государств, то есть VII в. н.э., когда чай был одним из предметов престижного потребления, ввозившихся в Корею из Китая. Во времена династии Корё (X-XIV вв.) чай также пользовался немалой популярностью. Тогда даже возник местный вариант чайной церемонии, тесно связанный с буддистской традицией (практикуется эта церемония и поныне, хотя она куда менее известна, чем её японский аналог). В ход при этом шёл по преимуществу зелёный чай, в то время как привычный европейцам чёрный стал проникать в Корею, да и то в мизерных количествах, лишь с конца XIX века. В настоящее время в Корее довольно активно действует общество любителей чая, которое организует дегустации и чайные церемонии и даже издаёт специальный журнал.

Однако с началом XV века потребление чая стало снижаться. Этот напиток парадоксальным образом пал жертвой… гонений на буддизм, развернувшихся после прихода к власти династии Ли (Чосон). Чай в сознании людей в те времена слишком тесно ассоциировался с буддистским церемониалом, и в результате после падения буддизма его позиции также оказались подорванными. Иначе говоря, чай оказался «политически скомпрометирован», как кукуруза после снятия Хрущёва. Способствовало упадку культуры чая и то обстоятельство, что это был по преимуществу импортный напиток (в Корее для выращивания большинства сортов чая слишком холодно), а торговля с Китаем не всегда поощрялась властями. Не оправился чай, особенно чёрный, от этого удара и поныне. Хотя сейчас и чёрный, и зелёный чай можно купить в некоторых сеульских магазинах или же увидеть в корейских отдельных семьях, в целом популярность этого напитка невелика. Даже в корейских чайных – табанах, несмотря на их название, чая как такового почти не бывает: там пьют в основном кофе.

Итак, чая корейцы не пьют. Чем же тогда удовлетворяют они жажду? Главным повседневным напитком корейцев до самого недавнего времени была просто кипячёная вода, а также рисовый или ячменный отвар. Вместо собственно чая в нашем понимании корейцы пьют также разнообразные отвары и настойки, которые они и называют чаем (корейское «чха», которое произошло от того же китайского слова, которое в русском варианте звучит как «чай», а в английском – как «tea»). Из этих настоек наиболее популярны «инсамчха» (чай из женьшеня), «ттанъконъчха» (чай из арахиса), «сэнъганчха» (чай из имбиря), «кйепхичха» (чай из корицы) «ючжачха» (разведённый кипятком густой цитрусовый сироп).

По популярности с этими настойками сейчас вполне может соперничать и кофе, который проник в Корею сравнительно недавно, всего лишь около века назад. Любопытно отметить, что к проникновению кофе в Корею самое непосредственное отношение имеют русские. Первым моду на кофе ввёл сам король Кочжон, который пристрастился к этому напитку в конце XIX столетия. За королём, понятное дело, потянулись и придворные (многим из них, наверное, странный напиток не слишком нравился, но если уж сам король его пил – что же им оставалось делать?). Приучила же короля к кофе родственница русского посланника К.Вебера госпожа Зонтаг, которая впервые приготовила для монарха этот напиток в то время, когда корейское правительство укрылось от японцев на территории российской миссии (был в истории русско-корейских отношений и такой любопытный эпизод!). Вообще имя госпожи Зонтаг часто появляется на страницах корейских книг, посвящённых истории быта этой страны. Российская немка, которой в 1890-е гг. было немного за тридцать, красивая и умная, Зонтаг пользовалась немалым влиянием при корейском дворе, к её словам прислушивалась и сама королева Мин. Именно госпожа Зонтаг открыла первую в Корее чайную – табан, именно она научила пользоваться европейской косметикой корейских придворных дам и саму королеву, именно ей было дано право построить первую в Корее гостиницу европейского типа. Имя этой женщины (заметим, совершенно забытое на её родине) известно, как не раз приходилось убеждаться, буквально любому корейцу, мало-мальски интересующемуся историей своей страны. С лёгкой руки госпожи Зонтаг и началось триумфальное шествие кофе, который сейчас стал, пожалуй, главным напитком Кореи.



Дело Зонтаг живет и побеждает: столь нелюбимая гопниками-антиглобалистами американская сеть кафе Starbucks пользуется в Корее растущей популярностью (заслуженной, я бы заметил)

Следующая глава

Предыдущая глава









Вы можете обсудить этот материал на форуме Восточного портала.



§ | традиционная Корея | КНДР | Южная Корея | заметки корееведа | aвстралийские мотивы | отдельные статьи | ссылки





Форум

Проза
Поэзия
Статьи
Сказки

Фото
Живопись
Кино

Личности
События
Рассылка
Книги
Программы
Авторизация
авторы

Ланьков

Замилов
анонсы





mail.ru yandex.ru










Создание, поддержка и графический дизайн Восточного портала: «Indian Summer Studio»