Когда же начинает свою историю корейский кинематограф? К счастью, сейчас
дата эта известна вполне достоверно. На Западе "движущиеся картины" появились в
1895 году, а всего лишь через четыре года после первого сеанса братьев Люмьер
технология с бульвара Капуцинов добралась и до Кореи. В 1899 г. Корею посетил
американский писатель, журналист и фотограф Бартон Холмс, который в те времена
был одним из самых известных "пишущих путешественников" мира и автором первых
документальных лент о дальних странах (так сказать, далёкий предшественник
Юрия Сенкевича). Именно Холмс показал королю Кочжону и его придворным несколько
коротких лент, которые он снял во время своих странствий по планете. Кстати,
именно Холмс несколькими годами позже стал первым иностранцем, познакомившим
корейцев с автомобилем – случилось это в 1901 г. Впрочем, первый киносеанс
преднзначался для избранных и не получил особой огласки, хотя королю, большому
поклоннику новых технологий, нововведение понравилось.
Правда, историкам удалось найти на страницах старой газеты рекламу,
относящуюся к более ранней дате – к 1898 году. В этой рекламе упоминаются некие
“живые картины”, которые, дескать, будут демонстрироваться для желающих. Что это
значит – не совсем понятно, но возможно, что речь идёт о первой попытке провести
в Корее киносеанс (хотя нельзя исключать и того, что речь шла просто о слайд-шоу
или, как тогда говорили, "волшебном фонаре").
В 1901 году корейский журналист, рассказав своим читателям о тогда ещё новой
технологии кинематографа, закончил статью грустным замечанием: "Кто знает, когда
и мы, корейцы, будем в состоянии пользоваться этим техническим чудом?" К
счастью, его пессимизм не оправдался, и первый коммерческий киносеанс состоялся
в Сеуле всего лишь два года спустя, в 1903 г.
Первые фильмы демонстрировались на рынке Тондэмун, сеанс начинался в 8
вечера. Так как “кинотеатр” представлял из себя просто огороженную забором
площадку, в дождливый день фильмов не показывали. Понятно, что самые первые
картины, которые демонстрировались в Корее, были, во-первых, иностранными, а,
во-вторых, документальными или видовыми. Так, в общем-то, начиналось кино везде.
И во Франции братья Люмьер сняли сначала “Прибытие поезда”, а уж потом – первые
игровые фильмы.
В Корею первые художественные ленты проникли около 1910 года, и скоро кино
завоевало огромную популярность. Любопытно, кстати, что и европейский
драматический театр попал в Корею примерно в те же самые годы, но, в отличие от
кинематографа, особого развития он не получил. Мне всегда казалось, что в Корее
более дешёвое и более эффектное кино если и не убило драматический театр в
зародыше, то существенно отсрочило его появление на свет. Только в самые
последние годы драматический театр начинает играть некоторую роль в культурной
жизни страны, однако по популярности ему далеко до кинематографа.
Поначалу на корейских экранах почти безраздельно господствовали американские
кинокартины, однако после того, как в 1910 г. Корея стала японской колонией,
новые хозяева превратили её в рынок для своих фильмов. Языковой проблемы в те
времена ещё не существовало: кино было немым, а перевести те немногочисленные
субтитры, которые иногда вставлялись между эпизодами, было куда легче и дешевле,
чем дублировать фильм.
Примерно с 1918 года кое-какие документальные фильмы и рекламные материалы
стали снимать и в самой Корее, однако первый корейский художественный фильм был
поставлен только в 1923 году.
Первым собственно игровым фильмом в Корее стала "Граница", снятая в 1923 г.
Речь в ней шл о чрезвычайно популярных тогда темах: женской эмансипации (она как
раз тогда начиналась в корейской элите), связанных с ней изменения в семейной
жизни, появлении "новых женщин" – то есть, женщин с современным западным
образованием и соответствующими ценностями. Однако особого внимания фильм не
привлёк. Более успешным оказался фильм "Сказание о Чхун Хянъ", снятый совместной
корейско-японской группой в том же 1923 г. Именно его, кстати, часто считают
первым корейским художественым фильмом, хотя последние исследования историков
кино показывают, что приоритет, кажется, следует отдать “Границе”.
Сюжетом для “Сказания” послужила “Повесть о верной Чхун Хян” – самое,
пожалуй, популярное произведение корейской традиционной литературы.
Мелодраматическая история о прекрасной девушке, которая среди всех испытаний
сохраняет верность своему пропавшему без вести возлюбленному и в конце концов
соединяется с ним, всегда была любимым материалом для корейских
кинематографистов. Роль Чхун Хян в этой, самой первой, экранизации исполняла
красавица Хан Рёнъ, знаменитая сеульская куртизанка (в те времена многие актрисы
в Корее были выходцами из куртизанок). Впрочем, фильм 1923 г. не был чисто
корейским. Сценарий фильма написал японец, режиссёром тоже был японец Хаягава,
да и предназначался фильм в основном для проката в Японии.
Конечно, это были ещё немые фильмы. Любопытно, что первый звуковой фильм,
снятый в Корее уже в тридцатые годы, также был очередной экранизацией всё той же
“Повести о верной Чхун Хянъ”.
Однако по-настоящему история корейского кино началась с выхода на экраны в
1926 г. фильма ”Ариран”, в котором речь шла о жизни корейской деревни тех лет.
Режиссёром фильма стал На Ун-гю, который к тому времени успел накопить более чем
разнообразный жизненный опыт. В конце 1910-х гг. он участвовал в антияпонском
сопротивлении, эмигрировал в Россию, где, подобно многим корейцам, принимал
участие в Гражданской войне на стороне красных, а потом вернулся в Корею, был
арестован и провёл полтора года в японской тюрьме. После освобождения, в 1924 г.
На Ун-гю, которому тогда было 22 года, приехал в Пусан и стал работать в одной
из первых экспериментальных киностудий, возникших в этом городе.
”Ариран” прошёл по экранам с невероятным успехом – только в 1926 г. его
посмотрело 1,2 млн. зрителей. Фильм сделал На Ун-гю национальной знаменитостью,
главным персонажем светской хроники и весьма обеспеченным человеком. Впрочем, На
Ун-гю продолжал успешно работать вплоть до своей ранней смерти в 1937 г.
(основатель корейского кино дожил только до 35).
Где-то около 1920 года появились в Корее и первые постоянные кинотеатры. До
этого фильмы показывали в передвижных палатках-балаганах. Особо роскошными
интерьерами первые кинотеатры не отличались, зрители сидели на простых
деревянных скамейках. Когда заканчивалась одна катушка с пленкой и в аппарат
вставляли следующую, на несколько минут в зале загорался свет. В те времена в
киноаппаратах не было моторов, и приводил их в движение сам механик, который
крутил ручку аппарата. Разумеется, делал он это не всегда с равной скоростью, и
постепенно даже возникла традиция: к концу сеанса киномеханик вертел рукоятку
медленнее, так что неизбежный для фильмов тех времён “хэппи энд”, “счастливый
конец” (злодеи посрамлены, герои торжествуют), всегда показывали замедленно, и
уже по этому признаку зрители понимали, что сеанс подходит к концу. Поэтому
когда в 1925 году корейские зрители впервые столкнулись с замедленной съёмкой,
они поначалу решили, что дело в том, что киномеханик просто очень устал и
медленно крутит свою ручку.
И ещё одна особенность тогдашних корейских кинотеатров. Когда зал был
переполнен, в кассе можно было купить специальные, очень дешёвые, билеты, и
потом сесть... за экраном, сзади экрана! Экран висел на сцене, и за ним было
небольшое пространство, на котором можно было разместить десяток-другой
зрителей. Конечно, фильм при этом они смотрели, так сказать, в “зеркальном
варианте”.